Подлинный поэт тот, кого признает родной народ, чье
слово необходимо людям как хлеб, воздух и вода. Такой поэт Сулейман
Стальский. Уникален талант его, уникальна и его личность.
Свои стихи он не записывал , потому что не
владел грамотой . Но память его была феноменальной : в ней хранились
тысячи его и чужих стихов (лезгинских и азербайджанских ).
Поэт провел семнадцать лет в скитаниях, в
поисках счастья, но не обрел его. Зато годы эти явились для него
своего рода университетом жизни. Ученической поры, как у многих поэтов, у
него не было. Он сразу выступил как зрелый мастер слова . Сулейман
Стальский - первый лезгинский сатирик. Творчество Сулеймана Стальского
принято делить на три пе риода : дооктябрьский, гражданской войны и
советского времени . Каждый из этих периодов отличается своими
особенностями . В дооктябрьский период Мир у Сулеймана Стальского
враждебен человеку . И в этом плане он продолжает и развивает традицию
предшествующей лезгинской поэзии. Но если поэтов предыдущих эпох
отличал трагический пафос в понимании взаимоотношения мира и человека,
то Сулейману Стальскому в этом плане характерен пафос сатирический .
Его сатира дооктябрьского периода имеет
свои конкретные адреса. Он обличает сельские власти («Старшина»,
«Судьи», «Богачи - чиновники»), представителей духовенства ( «Мулла» ,
«Муллам» , «Мулле», «Двуногий осел» ). Но это не выступление против
религии, а высмеивание тех, кто нарушает принципы ислама . Сам же поэт
был глубоко верующим человеком, призывавшим жить праведно. Об этом
свидетельствует его дореволюционная религиозно - философская лирика,
представленная в стихотворениях «Подумай ты, мусульманин», «Хоть
проживешь ты двадцать тысяч лет», «Не может» и др . Есть еще и
стихотворения , в которых поэт бичует общечеловеческие пороки и которые
по жанру близки басне («Кюринцы», «Медяку», «Невозможно»).
Годы гражданской войны в Дагестане
(1918-1920) были жестокими, кровопролитными . Менялись местные и пришлые
правители ( Бичерахов, турки, англичане, деникинцы). Бесчинствовали
многочисленные разбойничьи банды. Мир как будто сорвался с оси , пришел
в хаос, перемешался . Теперь поэт в своих сатирических стихах широко
использует эзопов язык, утверждая , что в мире стало слишком много
«дурных людей», «двуногих скотов», «словоблудов» («Ворона мнит себя
орлом» , «Честность» , «Где правда времени , друзья?», «Как вразумить
людей намеком», «Слова , которые не всем доверишь» и др.). Все, что
происходит в это время на родине, Сулейман Стальский осмысливает как
ее величайшую трагедию . Враждебность мира человеку достигает апогея.
В советское время в творчестве поэта
наметились два направления . Поэт воспевает советскую власть «как весну
народов» («Советов власть - прекрасный сад», «Наша власть» , «Мост»,
«Колхозница Инджихан», «Сыну» и др.). Принципиально меняется в них
осмысление поэтом взаимоотношения мира и человека: мир возникает уже
как друг человека . Вместе с тем Сулейман Стальский подвергает критике
теневые явления нового общественного и политического строя и делает
это едко, остро сатирически, то открыто, то используя аллегорию
(«Одержи мому самомнением», «О невежде , мнящем себя знатоком», «От
глупости лекарства нет» , «Не обидно ль? » , «Не верь уговорам
обманщика», «Лжекоммунисты» и др .). В советское время в сатире поэта
важную роль стал играть собирательный образ «михенната» ( низкого,
подлого , коварного человека ). Сулейман Стальский тяжело переживал
драматические события перио да коллективизации , а затем и
необоснованные репрессии, которые стали для него источником душевных
мук («Кошмарный день» , «Где остались?»).
Все увиденное привело поэта к печальному
выводу, который он за несколько дней до смерти с потрясающей силой
передал в стихотворении «Бренный мир» . Мир опять оборачива ется к
человеку враждебной стороной .
Сегодня творчество Сулеймана Стальского
требует не только нового осмысления. Остаются проблемы перевода его на
русский язык, собирания неизвестных текстов поэта, а также
текстологическая работа над его стихотворениями .
Справедливо сказал о поэте Н . Тихонов:
«Он жил стихом и дышал им. В нем жили народ, страна, история . Он был
живой летописью событий» . ( Двойная радуга . М ., 1964. С . 300).
Р . М . КЕЛЬБЕХАНОВ,
профессор ДГУ
Еще о Сулеймане...
Казахский акын Джамбул Джабаев проводил дни
на кошме в специально для него обустроенной юрте. Там он пил кумыс да
распевал с утра до ночи под домбру о собственных любовных похождениях
далекой юности. Занятие это привлекало народного поэта куда больше,
чем сочинение песен об индустриализации.
Палочкой-выручалочкой для ребят из
казахстанского ЦК служило имя дагестанского сказителя Сулеймана
Стальского. Горький назвал его Гомером ХХ века. Упоминание о Стальском
действовало на Джамбула, как красная тряпка. «Слушай, Джамбул, --
говорили ему заждавшиеся вдохновения гонцы из Алма-Аты, -- вот ты
никак про Днепрогэс не споешь, а нам телеграмма пришла... Сулейман
уже...» И Джамбул хватал домбру. Оставалось только записывать поток
импровизаций.
Но с песней о наркоме Ежове вышла осечка.
-- Радио слушать надо, -- наставительно
сказал Джамбул. -- Умер Сулейман вчера. Ничего он про Ежова не
сочинит.
Приемник в юрте у Джамбула был. Но никому и в
голову не приходило, что акын умеет им пользоваться! Ведь девяносто
лет!..
Выход, однако, нашли быстро. Не хочет -- не
надо. Постоянный переводчик акына выслушал задание. И строки легко
полились на бумагу. После этого случая к Джамбулу обращаться вообще
перестали. О многих «своих» стихах он просто не знал.
А зачем?
Ведь девяносто лет!.. |