ВОСПОМИНАНИЯ О СУЛЕЙМАНЕ СТАЛЬСКОМ - 27 Февраля 2010 - Метериалы "Сулейман Стальский" - Сулейман Стальский
Воскресенье, 29.03.2015, 16:37Приветствую Вас Гость

Сулейман Стальский

Метериалы "Сулейман Стальский"

Главная » 2010 » Февраль » 27 » ВОСПОМИНАНИЯ О СУЛЕЙМАНЕ СТАЛЬСКОМ
11:19
ВОСПОМИНАНИЯ О СУЛЕЙМАНЕ СТАЛЬСКОМ

Мусаиб Стальский

 

РАССКАЗ ОБ ОТЦЕ

 

За год, прошедший со дня смерти народного поэта Даге­стана, в.газетах, журналах, в сборниках переводов стихов и песен о Сулеймане Стальском было написано немало. Я вни­мательно читал статьи и воспоминания товарищей, и не всегда узнавал отца, как не узнавал порой по переводам и его произве­дений. Сулейман был проще, чем. пишут о нем, мудрей, и го­ворил он проще, чем передают его речь. Фразы отца были короткими, яркими и крепко били в цель. В стихах отца ме­ня поражала та же удивительнай простота. Потому-то, вид­но, песни его получались так красивы, звучны, легко запоми­нающиеся. Потому их и любит народ.

Алексей Максимович Горький не случайно назвал Сулей­мана Гомером XX века. Я всегда восхищался обширным умом отца, его изумительной памятью. И в бытность личным секре­тарем, и до этого, как только я окончил пятый - класс, мне приходилось записывать немало песен отца, наблюдать, как они создавались. Быстро, легко, хорошо творил Сулейман.

Бывало почта доставит письмо. Пишут, что близится боль­шой праздник,—Хорошо бы получить поэтическую весточку из Ашага-Сталь. Я кончаю читать письмо,—отец на мгно­венье задумывается. Знакомым движением он поднимает ла­донь, подносит большой палец к усам, указательный—к чуть нахмуренному лбу, и. слегка покачивает головой. С понятным любопытством я начинаю наблюдать сложный творческий процесс, а отец уже встряхивает головой: бери, говорит бу­магу, Мусаиб!

Я записываю, а отец ни разу не просит повторить, Его за-г.ись—в мозгу. Он наизусть помнил то, что сложил десятки лет назад.

Не прибегал Сулейман к помощи записи и тогда, когда обращались к нему редакторы. Вот звонят по телефону из Касум-Кента:

—Сулейман,—слышится голос из редакции районной га­зеты,—-мы хотим одну твою песню печатать. Только вот сло­во в рукописи не разобрали...

!    —Прочитайте несколько строк:

        Воронье у гнезда орлов, Злобно каркая, вышло на лов...

— Записывайте,—говорит, не задумываясь, Сулейман.

        Их развеет орлиный клев! Чтоб отрезать пути врагов.

Ему не надо напоминать: из какой песни строфа, кто за­писывал, когда. По отрывочной фразе, по одной, двум стро­кам он знает, из какого это стихотворения.

Удивительная память была у старика! Когда мне поручили записать произведения великого поэта, он легко продиктовал все пять тысяч строк своих стихов, включая и созданные до революции. Я не помню случая, чтобы отец   сбился,   забыл хотя бы одно слово из своей жемчужной сокровищницы.

Творческий процесс происходил у Сулеймана свободно, радостно, видимо, с большим внутренним подъемом. Хорошо помню работу отца над последней его поэмой. До этого Су­лейман сложил две поэмы: «Дагестан» и «О Серго Орджони­кидзе». Ранней весной 1937 года он задумал создать поэму о великом Сталине.

Сулейман был возбужден. Он сложил короткое, сильное по внутреннему чувству вступление, а дальше решил изло­жить в поэме биографию любимого нашего вождя. К этому и сводится все содержание поэмы. Яркими словами, волнующей песней хотел ашуг дать своему народу простой рассказ о жизни и борьбе учителя, друга, руководителя всех трудя­щихся.

Задача была ответственная и Сулейман не хотел спешить. Я тогда работал в Касум-Кенте инструктором по домам соц-культуры и у себя в Ашага-Сталь бывал лишь ночью. Рано утром, перед отъездом на работу, я по просьбе отца медлен­но, внимательно читал ему очередной отрывок из биогра­фии товарища Сталина, а когда я вечером возвращался до­мой, отец уже звал на! диктовку. У него всегда было готово 60—#0 строк поэмы.

Со стороны часто казалось, что Сулейман свои песни сла­гал буквально мгновенно.

Это не совсем верно. Окончательному формированию сти­ха у Стальского всегда предшествовала большая, напряжен­ная работа. Он вдумчиво, как-бы взвешивал каждый образ, любовно отбирал каждое слово.

Работуъ над словом, Сулейман ценил. Наши односельчане с гордой улыбкой вспоминают, например, как их земляк ъод­нажды- проучил бахвального, самодовольного молодого поэ­та из аула Икра.

Заносчивый икринец зубоскалил: «Разве Сулейман настоя­щий поэт? Он ведь и языка лезгинского как следует не знает...»

Но вот как-то в Касум-Кенте на людном месте Сулейман случайно встретился с икринцем. Их познакомили.

—А, юноша, это ты меня так чернил?... Ну, а ты сам род­ной язык хорошо знаешь?

—Хорошо, конечно...

—Ну, так помоги мне, старику—скажи, какая разница между словами: ширин, кюгю и верцы?

Молодой «знаток» лезгинского языка запнулся, начал бор­мотать что-то невнятное и, сопровождаемый веселым смехом горцев, поспешил укрыться в ближайшем закоулке. Само­влюбленный невежда видной сам не ожидал, что он не знает самых простых вещей—не понимает оттенков и значения синонимов одного и того же слова: сладкий, медовый, сахар­ный.

Не таких ли пустых хвастунишек имел в виду Сулейман, когда в одном из своих сатирических стихотворений говорил:

 

Хоть многих речь моя и злит,

Об этом всяк у нас твердит:

Кто садоводом себя мнит,—

В плодах тот—вряд ли понимает.

 

Обескураженному неудачнику из аула Икра остается уте­шать себя тем, что в отношении знания фольклора, литерату­ры, родного языка Сулейман мог загнать в тупик не только начинающего литератора, но и любого, окончившего Вуз лезгиноведа. Не один редактор, работая над стихами Сталь­ского, диву давался: откуда только умел находить ашуг в лезгинском языке какое-нибудь старое слово, уже, казалось, забытое народом1. Умело использованное поэтом, оно снова становилось живым, ярким и метким.

Так было потому, что Стальский за свою, полную упор­ного труда и исканий, жизнь, благодаря феноменальной памя­ти, сумел обогатить свой ум отличным, знанием лезгинского фольклора и классическими образцами азербайджанской и иранской поэзии.

Сулейман любил вспомнить какую-нибудь старую песню. Кончит ее бывало, и не знаешь, кто автор: нет в конце тра­диционного обращения поэта к самому себе—этой своеобраз­ной подписи.

Спросишь: «Что это за песня, буба ? *

Отец разъяснит. От него я узнал, что существует, оказы­вается, дивная персидская поэма «Лейла и Меджнун», узнал азербайджанских поэтов, услышал прекрасные песни лезгина Етим Эмина, которого так почитал Сулейман, познакомил­ся с такими моими современниками, как Тагир из аула Хрюк.

* Буба—отец

В своей памяти Сулейман хранил буквально тысячи муд­рых пословиц и поговорок, звучных народных песен, легенд, сказок.


Лучшие образцы фольклора!, его образы и меткие слова Стальский мастерски вкрапливал в свое творчество, а в свою очередь оно,—утверждаясь в народе, само становилось дос­тоянием народа.

Ашага-сташьцы помнят своего Сулеймана, как человека острого ума, живого, общительного.

К нему любили ходить. С ним приятно было говорить. Его уважали, как мудрого наставника в жизни.

Вспоминается наш сад, что раскинулся через дорогу у въезда в аул. Сулейман любил создавать здесь свои песни. Выйдет с палкой из дому, сядет к любимому ореховому де­реву и здесь, в уединении, по долгу думает, шепчет, что-то творит.

Этот -уголок в саду был по существу своего рода ауль­ским литературным клубом. Отсюда видна дорога и проходя­щие по ней люди. Иных поэт подзывал, затем подходили другие, беседовали о колхозных делах, о новостях в газе­тах, слушали новые песни ашуга.

Все себя чувствовали непринужденно, часто от души сме­ялись—Сулейман любил шутку, был ва!ходчив, остроумен.

Старики рассказывают, что в прежние, дореволюционные времена бичующее, едкое, насмешливое слово Сулеймана не­мало неприятностей доставляло кюринским богатеям, чиновни­кам-взяточникам, судьям, муллам, старшинам, Стальский их беспощадно высмеивай и его сатирические стихи, повтор!яе-мые народом, били больно, как хлыст. К таким произведени­ям надо отнести широко известные стихи «Судьи», «Само­вар», «Осел, ходящий на двух ногах», «Кукуруза», «Тейи-жиз» и другие, в которых Стальский высмеивает чванливую аульскую знать, клеймит жулика муллу Рамазана! из Векиля-ра, наживавшегося в голодный год на гнилой кукурузе.

Настоящую войну,—рассказывают старики,—вел Сулей­ман с кулацким поэтом Курбаном Хпежским. Этот певец фео­дальных властителей и царских сатрапов ненавидел бедняц­кого ашуга. Было это еще в довоенные годы. Встретил Кур-бан Сулеймана на базаре в Касум-Кенте и вдруг закричал:

—Эй, курящий трубку тип,— Ад такого поглотит!

Злобный Курбан, видно, заранее готовился к таким встре­чам, писал и переписывал вновь убийственные, как ему каза­лось, строчки стихов, вроде приведенных.

Сулейман умел молниеносно парировать такие выпады. Не успеет рано торжествующий Хпежский закончить свое оче­редное двустишье, как уже звучит насмешливый ответ ашуга:

—Эй, дубина, эй, сосед! Где прочел ты этот бред?

Народ хохочет, Хпежский в ярости трясет головою, а Су­лейман уже не замечает его и удаляется по своим делам.

Так всегда встречи—поединки с кулацким подпевалой не­изменно кончались победой Стальского.

И долгие годы помнил потом и повторял народ едкие су-леймановские эпиграммы на угнетателей народа..

На самом себе испытал Сулейман всю тяжесть эксплоа-таций муки подневольного рабского труда в старом нобелев­ском Баку, в своем ауле, в садах дербентских купцов-виноде­лов, в Закаспйи.

И потому-то так приветствовал он советскую власть, пар­тию большевиков, которая привела народ к богатой счастли­вой жизни.

Стальский как-бы помолодел. Он сам подчеркивал это в своих новых песнях. Он жадно впитывает в себя все новое и интересуется буквально всем.

Вот он у себя дома. Получили газеты-—Сулейман сейчас же просит прочитать ему их, по нескольку раз переспраши­вает: еще чего нового нет ли? В соседней комнате зашипел репродуктор—начинается радиопередача на лезгинском язы­ке. Старик подхватывает маленькую подушку. Усаживается поближе к приемнику. Поэт живет жизнЬю всей обширной советской страны.

Вот Сулейман вышел в аул. Пригревает солнышко, цве­тут сады, старый художник восторженно впитывает в себя краски, звуки и ароматы чудесной горной весны* Это время года, месяц май он любит, кажется, больше всех земных ра­достей. Он сам признает это в лирической песне, сложенной в Т937 году, въ последнюю весну своей жизни. Обращаясь к весне, Сулейман трогает струны чунгура и поет:

 

Ты зиму, точно вражьи стаи, Согнала как-то невзначай. Я радость вешних дней встречаю, И лучших месяцев, чем май, На память мне нейдет, весна.

Весна приносит Сулейману много забот. Это горячая кол­хозная пора, а поэт душой болеет за свой колхоз. Стальский был прекрасным огородником и бессменный колхозный бри­гадир Сафикулиев частенько ходил к нему за советом. И сам Сулейман не раз захаживал в колхозные огороды, охотно ра­ботал там. Любил он это дело.и был в нем таким же масте­ром, как и в литературе.

Впрочем, в последнюю весну и лето старику уже не до­велось много работать в саду и огородах,—часто болел он, ослаб, с горечью говорил:

—Старость похожа на , одинокий орешек, сохранившийся ъ.на дереве до поздней осени. При малейшем дуновении он ка­чается и готов вот-вот упасть на землю, разбиться.

Эти нотки грусти скоропереходящи. Несмотря на болезнь, и преклонный возраст, он держался бодро. Великий труже­ник до последних своих дней Продолжал большую творче­скую работу. Вместе с тем он в дни 20-летия Октября совер­шил утомительное для него путешествие в Махач-Кала, гото­вился к большой кампании по выборам в Верховный Совет СССР.

Народ выдвинул своего любимого поэта кандидатом в де­путаты Верховного Совета| СССР. Стальский с искренней ра­достью принял это выражение всенародного доверия и, от­вечая своим избирателям, вместе с ними все свои помыслы, устремлял к самому любимому, к самому дорогому человеку:

Он солнце яркое, он тот, За кем шагает весь народ, К победам новым кто ведет, Он огневое знамя — Сталин.

До последнего своего часа Сулейман был полон мысли ч> Сталине. Ой мечтал о поездке в Москву, чтобы еще раз уви­деть и услышать друга, учителя, вождя.

Верный товарищ Сулеймана, его жена—старая Айна вол­новалась:

—Куда тебе, кужа, * с твоим здоровьем в такой дальний путь собираться?

—-Поеду,—упорно твердил Сулейман,—пусть смерть гро-зит настигнуть меня в пути, все равно поеду...

Вечером 22 ноября он пытался превозмочь недомогание— ходил по комнате, посмотрел в зеркало, улыбнулся:

—А я поправляюсь, не правда] ли? Мне стало лучше... По­еду, старушка), в Москву...

А утром Сулеймана не стало.

—Я часто вспоминаю Максима Горького. Какой это был замечательный человек! Какой великий талант! Нам всему на­до у него учиться. Горько думать, что его уже нет!

Он долго хранит молчание, отдаваясь воспоминаниям о своем великом друге.

Старая подруга Сулеймана рассказывает:
—-Вот он все время говорит о нашей стране, о советских людях,, а о себе, о своей болезни—никогда. Ведь он очень устает. Каждый деньъу нас бывают, десятки гостей. Приходят
и за советами и за какой-нибудь помощью, или просто так— рассказать о своих радостях или горе. И он всех тепло встречает, внимательно слушает. Это прямо какой-то источник для
всех... *

Стальский пристально смотрит вдаль. Он за последнее премя потерял слух и не знал, что рассказала мне жена его Айна.

—А над чем ты сейчас работаешь, дядя Сулейман?--гром­ко говорю я Стальскому:

—Диктовал письмо ко всем поэтам, ашугам и писателям Дагестана. А потом я сложил стихотворение—письмо к ма­хачкалинским избирателям.

Прощаясь, Стальский извиняется, что не может проводить

гостя.

—Я,—говорит он—сейчас как птица, у которой поломаны крылья и хочется подняться в воздух и не в силах этого сде­лать.

До последнего дня своей жизни Стальский не переставал бороться, не бросал творческую работу. Он мечтал быть в Москве и вновь увидеть великого Сталина, он мечтал еще более плодотворно работать за эту зиму.

Смерть помешала осуществить его планы. Она отняла у нас поэта, замечательного человека, товарища, борца.

С. Мехтиев.
Просмотров: 1094 | Добавил: shoma | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Грузинские вина оптом от дистрибьютора Трейлеры фильмов