В Махачкале прошла научная сессия, посвященная 140-летию Сулеймана Стальского - Мои статьи - Каталог статей - Сулейман Стальский ремонт балконной двери
Воскресенье, 29.03.2015, 16:36Приветствую Вас Гость

Сулейман Стальский

Каталог статей

ремонт балконной двери -->
Главная » Статьи » Мои статьи

В Махачкале прошла научная сессия, посвященная 140-летию Сулеймана Стальского
Сегодня в актовом зале Дагестанского научного центра Российской академии наук прошла юбилейная научная сессия, посвященная 140-летию со дня рождения поэта Сулеймана Стальского, организованная Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН и Союзом писателей Дагестана.
 
Сулейман Стальский - лезгинский поэт, один из представителей устной дагестанской поэзии. Родился 18 мая 1869 года в дагестанском селении Ашага-Стал в семье крестьянина. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Позже, в поисках заработка, стал отходником, работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сыр-Дарья, чернорабочим в депо, побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Самарканде. О том периоде своей жизни он очень образно сказал, выступая на первом Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 году: «...я работал круглые сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо тревога о завтрашнем дне давила мне сердце, как черный камень, и не давала жить сегодняшним».
 
Вернувшись в Дагестан после долгих странствий и скитаний, С. Стальский женился, батрачил у состоятельных сельчан. Первые стихи-песни С. Стальский стал слагать еще в молодости, выступая против несправедливости и носителей социального зла. «Могучее классовое чутье помогло ему, безграмотному, но мудрому крестьянину из темного Ашага-Стал,  разобраться в сложной обстановке гражданской войны», - писал Э. Капиев в предисловии к книге С. Стальского «Избранное».
 
Стихотворение «Свобода», датируемое 1919 годом, является знаменательным этапом в его творчестве. Вместе с односельчанами он участвовал в восстании против деникинцев, позже принимал участие в сооружении общественных оросительных каналов и ремонте дорог. Он был первым из старшего поколения поэтов Дагестана, так искренне и горячо воспевшим в своих стихах-песнях революцию, став активным агитатором и пропагандистом новой жизни в горах, певцом советской действительности, ее героики и буден.
 
В начале 30-х годов XX века стихи С. Стальского появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на русском и языках народов Дагестана. В 1934 году в Даггизе вышел первый сборник его стихов на родном языке. С. Стальский - участник Первого Вседагестанского съезда писателей. Член Союза писателей СССР с 1934 года. В том же году ему было присвоено звание народного поэта Дагестана как «старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века тому назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству», - говорилось в постановлении ДагЦИКа.
 
С. Стальский был делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей в Москве. Его поэтическое выступление на съезде в переводе А. Безыменского было опубликовано во многих газетах страны. В своей речи на первом писательском съезде великий пролетарский писатель М. Горький сказал: «...на меня, и, я знаю, не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
 
В 1935 году С. Стальский был избран членом ДагЦИКа и крайисполкома.
Во второй половине 30-х годов XX века имя и портреты С. Стальского не сходили со страниц газет и журналов страны. Его стихи переводились и публиковались на языках народов СССР. В Даггизе вышла его книга стихов «Избранное», а в Москве в Гослитиздате - книга «Стихи и песни».
 
Его перу принадлежат поэмы: «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Дагестан», «Думы о Родине». В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил народного поэта Дагестана С. Стальского орденом Ленина. В сентябре С. Стальский был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, а в октябре 1937 года выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
 
С. Стальский ушел из жизни 23 ноября 1937 года. Многолетняя дружба связывала С. Стальского с народными поэтами Дагестана Г. Цадасой, А. Магомедовым, А. Гафуровым, а также с известным дагестанским писателем Э. Капиевым, написавшим книгу новелл «Поэт», прототипом героя которой стал С. Стальский. Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель М. Шолохов: «Сулейман Стальский принадлежал к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при Советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обретали певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и, обогащенные талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить, не умирая».
 
Много добрых слов было сказано о его творчестве такими выдающимися писателями, как А. Толстой, Б. Лавренев, А. Прокофьев, О. Форш, Я. Колас, П. Бровка, К. Крапива, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан и другими. В последующие годы в дагестанских, центральных издательствах и издательствах многих союзных и автономных республик выходили и переиздавались книги его стихов. Издавались они и за рубежом.
 
В мае 1944 года в райцентре Касумкент состоялось торжественное открытие памятника народному поэту, а в ноябре 1956 года в Махачкале состоялся митинг, посвященный открытию памятника С. Стальскому работы скульптора Аскара Сарыджи. Именем С. Стальского названы улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, литературная республиканская (ДАССР) премия, Лезгинский драматический театр в Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефте-газоносное месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства и буксирный теплоход Каспийского морского пароходства «Ашуг Сулейман», административный район ДАССР, Дома культуры, школы и библиотеки.
 
Литературная и читательская общественность Дагестана и всей нашей страны любовно чтит память о великом ашуге, народном поэте Дагестана Сулеймане Стальском. Ежегодно в Махачкале в день его рождения - 18 мая в сквере у его памятника проходит традиционный День дагестанской поэзии. На открытии Дня поэзии у памятника С. Стальскому народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: «Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской поэзии стоит Сулейман Стальский - певец социалистической нови в горах. Мы шагаем вперед с именами основоположников нашей литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
 
Кандидат филологических наук Фейзудин Нагиев в своем докладе отметил, что о жизни и творчестве Сулеймана Стальского написано много исследовательских и критических работ, статей и рецензий. Среди их авторов известные ученые, поэты, писатели, критики. Но в дагестанском литературоведении не было ни одной специальной работы, посвященной проблеме текстологии произведений С. Стальского.
 
«В 2000 и 2001 годы в свет вышла наша работа («Поэтическое наследие Сулеймана Стальского: проблемы текстологии»), восполнившая существовавший пробел  в исследовании жизни и творчества Сулеймана Стальского. С этой работы, пожалуй, и начинается новый этап в сулеймановедении: новый взгляд на творчество Сулеймана Стальского.
 
Несмотря на кажущуюся «обласканность» со стороны Советской власти, Сулейман Стальский является одной  из трагических личностей XX века, чье творчество оказалось искаженным и фальсифицированным в результате постоянного идеологического давления на поэта. Многое из наследия Стальского исчезло (любовная, духовная и частично гражданская лирика), а найденные в последние годы произведения и другие материалы свидетельствуют о том, что творческое наследие поэта мало изучено, а к вопросам исследования искажений и фальсификаций его произведений не обращались вообще.
 
По известной причине, что поэт не владел письменной грамотой, стихотворения его переписывались многочисленными переписчиками, собирателями, идеологическими секретарями, т.е. людьми с различным литературно-художественным вкусом и идейно-политическим пристрастием. На фоне отсутствия у поэта рукописей, подтверждающих подлинность того или иного стихотворения, все это вместе способствовало проникновению в тексты многочисленных ошибок и искажений. Отсюда важнейшая задача, стоявшая перед сулеймановедением,  - освобождение произведений поэта от всех искажений, внесенных случайно или намеренно.
 
Дискуссии о месте и роли Сулеймана Стальского в дагестанской, да и в российской литературе не утихают и в наше время. Но странное дело, при Советской власти Стальскому ставили в вину его религиозность, хотя поэт не был фанатом от веры, его «политическую безграмотность», хотя он своим крестьянским умом постигал то, что было недоступно иным просвещенным; вменяли поэту непонимание им сути социализма, хотя, судя по его политическим апологам, идеи социализма и их претворение в жизнь Стальский постигал с жизнью его села, его Кюры, его Дагестана, его России. И теперь не перестаешь удивляться тому, насколько был прозорлив и мудр этот крестьянский философ в своих искренних и смелых стихах.
 
После крушения социализма обвинения в адрес Сулеймана Стальского меняются прямо на противоположные: теперь оказывается, что Стальский был большевистским идеологическим рупором; что он воспевал все, даже и антигуманные, деяния большевиков; по их мнению, Сулейман не только не был добропорядочным мусульманином, а был воинствующим атеистом. Обвинения в адрес поэта удивительно похожи: для одних Стальский - ашуг, певец социалистического рая и одописец вождям (Ю.Борев, В.Солоухин), для  других  - пример этнической и культурной деградации» (З.Казбекова), для третьих - Стальского создал не кто иной, как  Эффенди Капиев... Очевидно, в вопросе «Роль и место Сулеймана Стальского в дагестанской и российской поэзии» точку ставить пока рано».
 
По словам Фейзудина Нагиева, не печатались политические апологи и духовная поэзия Стальского, поэзия периода до и времени гражданской войны, стихи-разочарования последних лет жизни. Многое из его наследия безвозвратно утеряно, уничтожено идеологическими опекунами, для сохранения сложившегося идеологизированного образа народного певца и для удержания его, по выражению Э. Капиева, «в седле времени». Сулейман Стальский представлен нам лишь одной гранью его творчества, как певец Советской власти и большевиков. Но значительную духовно-эстетическую нагрузку в его творчестве несут другие стихи, которые еще не опубликованы (некоторые из них нами включены в подготовленный для издания наиболее полный сборник поэта). Это около 50 его политических апологов, которые  поэт сочинял в течение всего периода своего творчества. Политический аполог в советской поэзии - чисто сулеймановское изобретение.
 
В этих политических апологах заключены ответы на многие вопросы критиков поэзии и личности Сулеймана Стальского. Остаются еще открытыми вопросы истинного отношения поэта к идеологии, к власти  предержащим, к религии. Еще не исследован последний период его жизни - период душевного разочарования, когда, по выражению Г. Корабельникова, заканчивается «увлечение поэта иллюзией свободы». Не повезло Сулейману Стальскому и с русскими переводами. Иные переводчики так переусердствовали, что в их весьма вольных переводах Сулейман действительно выглядел лишь заурядным ашугом, поэтом-панегириком, воспевающим прелести социалистического рая и идейных пророков.
 
Нуждаются в восстановлении и многие стихи, вошедшие в известные сборники под другими названиями и с перевернутым содержанием. Ярким примером такой фальсификации является сочинение «На праздник поста», переделанное в стихотворение «Против поста».
 
Искажение коснулось даже года рождения поэта. Хотя 18 мая - дата, принятая весьма условно, год рождения поэта можно установить по данным книги «посемейных записей» Ашага-Стальского сельского общества Кюринского округа 10 июня 1886 года. Там под номером 156 записано: Сулейман, сын Гасанбека, 14 лет находится в Дербенте. Значит, Сулейман Стальский родился в 1872, а не в 1869 году. Было бы правильным, если последующие юбилеи поэта были привязаны к более верной дате рождения - 1872 г.
 
Стихи Сулеймана Стальского  очень трудно поддаются переводу. Растворенные в них афоризмы, устойчивые выражения, иносказания, идиомы, поговорки и пословицы, отражающие психологию и дух народа, практически невозможно адекватно переводить. За кажущейся внешней простотой стихов Сулеймана Стальского скрываются высокое мастерство, почти филигранная рифма, безукоризненный напевный ритм, афористичная глубокая и народная мудрость. Его стихи всегда современны. Строки его стихов бытуют в народе как поразительно мудрые поговорки, афоризмы. Стихи Сулеймана Стальского - это сплав традиционной этнической культуры и фольклора, народной мудрости и духа, выплавленный мастерством Великого Устаза (Мастера) и оправленный им в богатый и изумительно музыкальный язык.

riadagestan.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: shoma (24.02.2010)
Просмотров: 2670 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Lazaro   (09.07.2012 00:18)
Well done to think of soemthing like that

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
-->
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [7]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Грузинские вина оптом от дистрибьютора Трейлеры фильмов