Сегодня в актовом зале Дагестанского научного центра Российской
академии наук прошла юбилейная научная сессия, посвященная 140-летию со
дня рождения поэта Сулеймана Стальского, организованная Институтом
языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН и Союзом писателей
Дагестана.
Сулейман Стальский - лезгинский поэт, один из представителей устной
дагестанской поэзии. Родился 18 мая 1869 года в дагестанском селении
Ашага-Стал в семье крестьянина. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Позже,
в поисках заработка, стал отходником, работал на нефтепромыслах, на
строительстве железной дороги и моста через реку Сыр-Дарья, чернорабочим
в депо, побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Самарканде. О том периоде
своей жизни он очень образно сказал, выступая на первом
Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 году: «...я работал круглые
сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо
тревога о завтрашнем дне давила мне сердце, как черный камень, и не
давала жить сегодняшним».
Вернувшись в Дагестан после долгих странствий и скитаний, С.
Стальский женился, батрачил у состоятельных сельчан. Первые стихи-песни
С. Стальский стал слагать еще в молодости, выступая против
несправедливости и носителей социального зла. «Могучее классовое чутье
помогло ему, безграмотному, но мудрому крестьянину из темного
Ашага-Стал, разобраться в сложной обстановке гражданской войны», -
писал Э. Капиев в предисловии к книге С. Стальского «Избранное».
Стихотворение «Свобода», датируемое 1919 годом, является
знаменательным этапом в его творчестве. Вместе с односельчанами он
участвовал в восстании против деникинцев, позже принимал участие в
сооружении общественных оросительных каналов и ремонте дорог. Он был
первым из старшего поколения поэтов Дагестана, так искренне и горячо
воспевшим в своих стихах-песнях революцию, став активным агитатором и
пропагандистом новой жизни в горах, певцом советской действительности,
ее героики и буден.
В начале 30-х годов XX века стихи С. Стальского появляются на
страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на
русском и языках народов Дагестана. В 1934 году в Даггизе вышел первый
сборник его стихов на родном языке. С. Стальский - участник Первого
Вседагестанского съезда писателей. Член Союза писателей СССР с 1934
года. В том же году ему было присвоено звание народного поэта Дагестана
как «старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную
деятельность четверть века тому назад и активно помогающему своим
творчеством социалистическому строительству», - говорилось в
постановлении ДагЦИКа.
С. Стальский был делегатом Первого Всесоюзного съезда писателей в
Москве. Его поэтическое выступление на съезде в переводе А. Безыменского
было опубликовано во многих газетах страны. В своей речи на первом
писательском съезде великий пролетарский писатель М. Горький сказал:
«...на меня, и, я знаю, не только на меня, произвел потрясающее
впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец,
безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи.
Затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их. Берегите людей,
способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
В 1935 году С. Стальский был избран членом ДагЦИКа и крайисполкома.
Во второй половине 30-х годов XX века имя и портреты С. Стальского
не сходили со страниц газет и журналов страны. Его стихи переводились и
публиковались на языках народов СССР. В Даггизе вышла его книга стихов
«Избранное», а в Москве в Гослитиздате - книга «Стихи и песни».
Его перу принадлежат поэмы: «Поэма о Серго Орджоникидзе»,
«Дагестан», «Думы о Родине». В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил
народного поэта Дагестана С. Стальского орденом Ленина. В сентябре С.
Стальский был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, а
в октябре 1937 года выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета
СССР.
С. Стальский ушел из жизни 23 ноября 1937 года. Многолетняя дружба
связывала С. Стальского с народными поэтами Дагестана Г. Цадасой, А.
Магомедовым, А. Гафуровым, а также с известным дагестанским писателем Э.
Капиевым, написавшим книгу новелл «Поэт», прототипом героя которой стал
С. Стальский. Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся
советский писатель М. Шолохов: «Сулейман Стальский принадлежал к тому
разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но
широкое признание получили только при Советской власти. Думы родного
народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обретали певучую,
пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и,
обогащенные талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить, не
умирая».
Много добрых слов было сказано о его творчестве такими выдающимися
писателями, как А. Толстой, Б. Лавренев, А. Прокофьев, О. Форш, Я.
Колас, П. Бровка, К. Крапива, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан и
другими. В последующие годы в дагестанских, центральных издательствах и
издательствах многих союзных и автономных республик выходили и
переиздавались книги его стихов. Издавались они и за рубежом.
В мае 1944 года в райцентре Касумкент состоялось торжественное
открытие памятника народному поэту, а в ноябре 1956 года в Махачкале
состоялся митинг, посвященный открытию памятника С. Стальскому работы
скульптора Аскара Сарыджи. Именем С. Стальского названы улицы в городах
Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, литературная республиканская
(ДАССР) премия, Лезгинский драматический театр в Дербенте,
литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефте-газоносное
месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного
морского пароходства и буксирный теплоход Каспийского морского
пароходства «Ашуг Сулейман», административный район ДАССР, Дома
культуры, школы и библиотеки.
Литературная и читательская общественность Дагестана и всей нашей
страны любовно чтит память о великом ашуге, народном поэте Дагестана
Сулеймане Стальском. Ежегодно в Махачкале в день его рождения - 18 мая в
сквере у его памятника проходит традиционный День дагестанской поэзии.
На открытии Дня поэзии у памятника С. Стальскому народный поэт Дагестана
Расул Гамзатов сказал: «Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской
поэзии стоит Сулейман Стальский - певец социалистической нови в горах.
Мы шагаем вперед с именами основоположников нашей литературы в сердцах,
мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
Кандидат филологических наук Фейзудин Нагиев в своем докладе
отметил, что о жизни и творчестве Сулеймана Стальского написано много
исследовательских и критических работ, статей и рецензий. Среди их
авторов известные ученые, поэты, писатели, критики. Но в дагестанском
литературоведении не было ни одной специальной работы, посвященной
проблеме текстологии произведений С. Стальского.
«В 2000 и 2001 годы в свет вышла наша работа («Поэтическое наследие
Сулеймана Стальского: проблемы текстологии»), восполнившая
существовавший пробел в исследовании жизни и творчества Сулеймана
Стальского. С этой работы, пожалуй, и начинается новый этап в
сулеймановедении: новый взгляд на творчество Сулеймана Стальского.
Несмотря на кажущуюся «обласканность» со стороны Советской власти,
Сулейман Стальский является одной из трагических личностей XX века, чье
творчество оказалось искаженным и фальсифицированным в результате
постоянного идеологического давления на поэта. Многое из наследия
Стальского исчезло (любовная, духовная и частично гражданская лирика), а
найденные в последние годы произведения и другие материалы
свидетельствуют о том, что творческое наследие поэта мало изучено, а к
вопросам исследования искажений и фальсификаций его произведений не
обращались вообще.
По известной причине, что поэт не владел письменной грамотой,
стихотворения его переписывались многочисленными переписчиками,
собирателями, идеологическими секретарями, т.е. людьми с различным
литературно-художественным вкусом и идейно-политическим пристрастием. На
фоне отсутствия у поэта рукописей, подтверждающих подлинность того или
иного стихотворения, все это вместе способствовало проникновению в
тексты многочисленных ошибок и искажений. Отсюда важнейшая задача,
стоявшая перед сулеймановедением, - освобождение произведений поэта от
всех искажений, внесенных случайно или намеренно.
Дискуссии о месте и роли Сулеймана Стальского в дагестанской, да и в
российской литературе не утихают и в наше время. Но странное дело, при
Советской власти Стальскому ставили в вину его религиозность, хотя поэт
не был фанатом от веры, его «политическую безграмотность», хотя он своим
крестьянским умом постигал то, что было недоступно иным просвещенным;
вменяли поэту непонимание им сути социализма, хотя, судя по его
политическим апологам, идеи социализма и их претворение в жизнь
Стальский постигал с жизнью его села, его Кюры, его Дагестана, его
России. И теперь не перестаешь удивляться тому, насколько был прозорлив и
мудр этот крестьянский философ в своих искренних и смелых стихах.
После крушения социализма обвинения в адрес Сулеймана Стальского
меняются прямо на противоположные: теперь оказывается, что Стальский был
большевистским идеологическим рупором; что он воспевал все, даже и
антигуманные, деяния большевиков; по их мнению, Сулейман не только не
был добропорядочным мусульманином, а был воинствующим атеистом.
Обвинения в адрес поэта удивительно похожи: для одних Стальский - ашуг,
певец социалистического рая и одописец вождям (Ю.Борев, В.Солоухин), для
других - пример этнической и культурной деградации» (З.Казбекова),
для третьих - Стальского создал не кто иной, как Эффенди Капиев...
Очевидно, в вопросе «Роль и место Сулеймана Стальского в дагестанской и
российской поэзии» точку ставить пока рано».
По словам Фейзудина Нагиева, не печатались политические апологи и
духовная поэзия Стальского, поэзия периода до и времени гражданской
войны, стихи-разочарования последних лет жизни. Многое из его наследия
безвозвратно утеряно, уничтожено идеологическими опекунами, для
сохранения сложившегося идеологизированного образа народного певца и для
удержания его, по выражению Э. Капиева, «в седле времени». Сулейман
Стальский представлен нам лишь одной гранью его творчества, как
певец Советской власти и большевиков. Но значительную
духовно-эстетическую нагрузку в его творчестве несут другие стихи,
которые еще не опубликованы (некоторые из них нами включены в
подготовленный для издания наиболее полный сборник поэта). Это около 50
его политических апологов, которые поэт сочинял в течение всего периода
своего творчества. Политический аполог в советской поэзии - чисто
сулеймановское изобретение.
В этих политических апологах заключены ответы на многие вопросы
критиков поэзии и личности Сулеймана Стальского. Остаются еще открытыми
вопросы истинного отношения поэта к идеологии, к власти предержащим, к
религии. Еще не исследован последний период его жизни - период душевного
разочарования, когда, по выражению Г. Корабельникова, заканчивается
«увлечение поэта иллюзией свободы». Не повезло Сулейману Стальскому и с
русскими переводами. Иные переводчики так переусердствовали, что в их
весьма вольных переводах Сулейман действительно выглядел лишь заурядным
ашугом, поэтом-панегириком, воспевающим прелести социалистического рая и
идейных пророков.
Нуждаются в восстановлении и многие стихи, вошедшие в известные
сборники под другими названиями и с перевернутым содержанием. Ярким
примером такой фальсификации является сочинение «На праздник поста»,
переделанное в стихотворение «Против поста».
Искажение коснулось даже года рождения поэта. Хотя 18 мая - дата,
принятая весьма условно, год рождения поэта можно установить по данным
книги «посемейных записей» Ашага-Стальского сельского общества
Кюринского округа 10 июня 1886 года. Там под номером 156 записано:
Сулейман, сын Гасанбека, 14 лет находится в Дербенте. Значит, Сулейман
Стальский родился в 1872, а не в 1869 году. Было бы правильным, если
последующие юбилеи поэта были привязаны к более верной дате рождения -
1872 г.
Стихи Сулеймана Стальского очень трудно поддаются переводу.
Растворенные в них афоризмы, устойчивые выражения, иносказания, идиомы,
поговорки и пословицы, отражающие психологию и дух народа, практически
невозможно адекватно переводить. За кажущейся внешней простотой стихов
Сулеймана Стальского скрываются высокое мастерство, почти филигранная
рифма, безукоризненный напевный ритм, афористичная глубокая и народная
мудрость. Его стихи всегда современны. Строки его стихов бытуют в народе
как поразительно мудрые поговорки, афоризмы. Стихи Сулеймана Стальского
- это сплав традиционной этнической культуры и фольклора, народной
мудрости и духа, выплавленный мастерством Великого Устаза (Мастера) и
оправленный им в богатый и изумительно музыкальный язык.
riadagestan.ru
|